Помогут ли продуктовые карточки стимулировать потребительский спрос

27 июля 2017 г. в Общественной палате РФ на круглом столе обсудили стимулирование потребительского спроса граждан и вопросы доступности тех или иных товаров и услуг для населения. Член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, директор Центра мониторинга развития промышленности, Председатель Центра развития регионов и поддержки приоритетных проектов Илья Семин отметил:

«Повышение доходов людей и борьба с бедностью – важнейшие экономические приоритеты новой Общественной палаты. Этот круглый стол входит в целый цикл мероприятий по всестороннему обсуждению и поиску путей решения этих безусловно сложных проблем».

О потребительских возможностях и настроениях россиян рассказал генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов (презентация прилагается). В частности, «Карта страхов россиян» показывает, что на первом месте для них – рост цен. На втором – страх международных конфликтов, а вот конфликты в семье – на последнем месте среди опасений. Говоря о потребительских возможностях, очевидно их ухудшение: 41% россиян могут купить еду и одежду, а покупка бытовой техники уже становится проблемой – раньше их было 48%. Едва сводят концы с концами 10%. 78% граждан поддерживают введение продуктовых карточек, рассказал глава ВЦИОМ.

Илья Семин отметил, что снижение потребительской уверенности граждан естественным образом негативно влияет на предпринимателей, в частности, неуверенно себя чувствуют строительные компании. Член генерального совета «Деловой России» Николай Остарков высказал предположение, что ипотека является мерой поддержки спроса на покупку доступного жилья, и это можно использовать как модель и в других отраслях бизнеса.

Вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Марина Блудян рассказала, что сейчас «дешевеет полка»: покупатели выбирают все более дешевые продукты, а дорогие сыры лежат и портятся, и ритейлеры переориентируются на все более недорогие варианты продукции.

Секретарь Федерации независимых профсоюзов России, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Олег Соколов выступил с докладом на тему «Заработная плата против экономического роста: игра с нулевой суммой».

Директор по реализации общеотраслевых проектов и программ X5 RetailGroup Ирина Мальцева поделилась опытом сети по использованию социальных карт и предложила варианты предоставления адресной продовольственной помощи гражданам с использованием продовольственных карт. Она упомянула удобство транзакций в плане учета товарооборота для самих сетей.

Член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Анна Чуракова задалась вопросом, не убьет ли это окончательно фермерский рынок и торговлю в селах, где ритейлы и крупные торговые сети не представлены. Некоторые участники согласились, что это может убить мелкий и средний бизнес.

Илья Семин отметил, что в реализации системы продуктовых карточек нет права на ошибку, и именно на площадке Общественной палаты РФ можно услышать весь спектр мнений и замечаний разных сторон, участвующих в процессе. Это станет одной из ведущих тем работы Комиссии ОП РФ, сказал он и пригласил всех к дальнейшему обсуждению.